Эта публикация открывает цикл статей, в которых я постараюсь раскрыть особенности постановки техники удара в карате Киокушинкай и вышедших из него стилей. Не претендуя на истину в последней инстанции, я расскажу о наиболее важных моментах, на которые будет разумным обратить особое внимание во время отработки ударных техник. И в этом, помимо собственного опыта, мне поможет имеющийся практический и теоретический опыт ведущих спортсменов-нокуатёров и их тренеров.
Безусловно, есть одарённые природой богатыри, которые на вопрос — как поставить удар? – ответят: «А что его ставить? Бери, да бей!». Тем не менее, таких людей единицы и не все так щедро наделены талантами. Для большинства же спортсменов мощный проникающий удар станет плодом каждодневных специальных тренировок на протяжении нескольких лет.
Не думаю, что открою большую тайну, сказав, что наиболее быстрый и эффективный способ поставить удар – это пройти обучение под руководством опытного тренера. Сам тренер при этом должен иметь в своём арсенале соответствующие достижения. Не лишним также будет обратить внимание на то, что умеют его ученики.
Только опытный тренер сразу сможет подсказать кратчайший путь к достижению цели. Только он сможет со стороны взглянуть и профессионально оценить индивидуальные антропометрические и личностные качества спортсмена, и на этой основе дать совет по тренировке нюансов личной техники удара.
С другой стороны, не у всех имеются возможности брать уроки у таких мастеров. И дело здесь не столько во времени, расстояниях или финансах, сколько в том, что подобных тренеров объективно не так много. Их может просто не хватить на всех желающих.
Именно это обстоятельство побудило меня к написанию этого цикла статей. Длинное предисловие закончено, пора переходить к сути.
Какими качествами должен обладать хорошо поставленный удар? На мой взгляд, удар должен быть техничным, обладать высокой скоростью и разрушительной мощью. Эти качества взаимосвязаны, дополняют друг друга. Но для каждого из них существует свой комплекс упражнений, позволяющий усиливать их независимо друг от друга, повышая общие характеристики удара.
Поэтому будет правильно разделить комплексный процесс постановки удара на группы и подробно остановиться на каждой из них. Я бы выделил шесть таких групп:
- Техника
- Укрепление ударных поверхностей, костей, суставов и связок
- Сила удара
- Скорость удара
- Тактика применения поставленного удара
- Психологическая подготовка
Каждая группа в списке достаточно важна для поставленной цели и требует отдельного подхода и описания. Поэтому чтобы не перегружать текст, который и так получился большой, здесь я уделю внимание только группе под номером 1, а именно техническим аспектам удара. Подробности по остальным группам напишу отдельными статьями позже.
Итак…
Техника удара
Существует масса нюансов, которые делают удар «поставленным», влияя на его общие показатели. При отработке собственной техники, к этим нюансам следует отнестись со всей внимательностью. Важно всё: и крепко сжатый кулак, и положение тела с правильным центром тяжести, и перемещения в боевой стойке. Коротко опишу самые значимые из них и изложу свой взгляд на то, что со всем этим делать.
Начну с самого простого, с комплекции бойца.
Биомеханика
Строго говоря, к этой группе факторов я отнёс сугубо индивидуальные антропометрические показатели бойца. Это так называемые – «данные» – такие как вес, рост, длина конечностей, общее телосложение человека. Но если вес тела и объем мышц так или иначе можно контролировать, то длина рук и ног у взрослого человека практически неизменна. И всё это без исключения сильно влияет на технику выполнения удара, придавая ему индивидуальный почерк. Именно здесь важна роль тренера. Он сможет подсказать правильный и оптимальный путь к цели, поможет спортсмену поставить удар в кратчайшие сроки. Но при должном упорстве, если боец умеет прислушиваться к собственному телу, можно тренироваться самостоятельно.
Правильное формирование кулака
Удар начинается с формирования кулака. Ударной поверхностью будут служить две костяшки указательного и среднего пальцев. В японской терминологии – сейкен.
Для этого кулак сжимается, начиная с кончиков пальцев, с их первых двух фаланг. Движение начинается с мизинца, за ним по порядку следуют безымянный, средний и указательный пальцы. Они, сгибаясь по очереди, друг за другом, будто скручиваются по направлению к ладони, создавая монолитную структуру кулака. Затем вся конструкция плотно запирается сверху большим пальцем.
Теперь нужно правильно зафиксировать положение кулака относительно предплечья в лучезапястном суставе. Они должны находиться в одной плоскости. Это очень важно с точки зрения максимальной передачи энергии удара к цели, а также безопасности при сильном поставленном ударе. Правильное положение кулака относительно предплечья снижает нагрузку на пястные кости и суставы. Отклонение от плоскости, а проще говоря, излом в лучезапястном суставе, с большой вероятностью приведёт к травме пястных костей или запястных суставов.
Чувство центра тяжести или «баланс»
Это основополагающий элемент подготовки бойца. Без правильного ощущения центра тяжести поставить нокаутирующий удар не получится. Центр тяжести расположен на 4-5 см ниже пупка, причём у женщин он расположен ниже, чем у мужчин. Ощущение собственного центра тяжести даёт бойцу возможность вложить массу тела в удар, перемещаться и контратаковать максимально быстро и без задержек.
Почувствовать центр тяжести начинающему бойцу могут помочь несложные упражнения: хождение по канату или узкому бордюру, балансирование на макушке или носу мяча или воздушного шара, балансирование на одной ноге с наклонами в разные стороны, хождение на руках.
Важный компонент развития центра тяжести дыхание животом. Это такой тип дыхания, при котором грудная клетка и плечи при вдохе остаются неподвижными, а вдох совершается диафрагмой, расширяя живот вперед. При вдохе живот подаётся вперед, при выдохе слегка втягивается. Внимание спортсмена во время этого упражнения должно быть сосредоточено на центре тяжести.
Вложение массы в удар
Сохранение чувства центра тяжести в момент удара один из ключевых элементов при постановке удара. Движение тазом, направленное из центра тяжести на соперника, позволит вложить массу в удар. Оно делается по направлению удара и в его в завершающей фазе. Здесь важно следить за тем, чтобы центр тяжести не двигался по высоте, иначе результирующая сила поставленного удара будет меньше.
Стойка и перемещения в ней
Под термином «стойка» можно понимать такое положение бойца относительно соперника, которое обеспечивает наибольшую защищенность и в то же время даёт возможность быстрой атаки или контратаки. Стойка напрямую связана с чувством баланса. Если спортсмен теряет контроль над собственным центром тяжести, то и стойка будет «гулять». А это уже скажется на мощности удара и его скорости.
Если мы говорим о поединке в карате, то для такого боя выработана оптимальная стойка Дзию Камаэтэ дачи (Дзию Камаэ). Это компактная, не широкая стойка, из которой удобно проводить атакующие действия и перемещаться. В общих чертах она выглядит так: кулаки прикрывают нижнюю часть головы, локти прикрывают печень и плавающие ребра.
Стойка вполне динамична. Она даёт спортсмену возможность и ноги правильно поставить и удар нанести с минимальными потерями во времени. Это очень важно при работе на опережение.
Ну и, конечно же, индивидуальные особенности строения тела будут накладывать отпечаток на стойки и перемещения бойца, как и на его ударную технику. Именно поэтому единым рецептом здесь не обойтись и стойка будет у каждого своя. При этом важно всегда помнить, что стойка – это не статическая позиция, а последовательность положений тела бойца в ответ на действия соперника.
Контроль фаз удара
Если разделить процесс нанесения удара на составляющие его отдельные движения, то в целом я бы выделил четыре основные фазы:
- Начальный запуск движения
- Свободный полёт ударной конечности к цели
- Момент контакта (поставленный удар приходит в цель)
- Возврат в исходное положение
Если мы говорим про удар рукой, то движение начинается с кулака. Образно выражаясь – кулак «тянет» за собой всё тело. Если сначала вперёд идёт плечо, то такой удар становится заметным. Сопернику будет проще его увидеть и заблокировать или провести контратакующий манёвр.
Локоть при прямом ударе рукой уходит в сторону и немного вверх. В «олдскульном» варианте техники прямого удара в Киокушинкай рекомендовалось, чтобы локоть не выходил за пределы корпуса. Такой удар легче преодолевал защиту. Но современные спортсмены пришли к выводу, что выигрыш в силе, который получается за счёт дополнительно подключаемых мышц руки при отведённом в сторону локте, намного предпочтительнее возможности обходить защиту.
В фазе полёта следим за расслаблением. Это даст возможность конечности набрать максимальную скорость и, что не мене важно, снизит усталость и поможет сохранить силы бойца.
Расслабление сменяется полной концентрацией. В момент контакта происходит напряжение всех мышц тела, участвующих в передаче импульса удара. От стопы до кулака. Предпочтительно, чтобы касание области удара было точечным. После контакта идёт максимально быстрый отрыв руки от цели и её возврат к корпусу или к голове.
Возврат в исходное положение – менее очевидная, но, наверное, одна из самых важных фаз удара. Правильный возврат выполняется с максимально возможной быстротой. Это нужно для того, чтобы энергия удара произвела нужный разрушающий эффект, а не вернулась обратно от цели в виде отдачи.
Плечи не должны подниматься на всех этапах движения руки к цели. А центр тяжести проецируется в точку приложения удара.
Основные моменты технической стороны вопроса я изложил, надеюсь, ничего не упустил. Сейчас ищу время, чтобы написать другие статьи цикла о постановке удара.
Автором и правообладателем данного материала является администрация интернет-магазина PROкимоно. Перепечатка возможна только в случае размещения действующей гиперссылки на данную оригинальную статью или с особого разрешения администрации.