Санчин ката

Санчин но ката: происхождение, техника выполнения, практическое значение

Санчин но ката (в японском написании, кандзи: 三戦; катакана: サンチン), иногда произносится по-русски как «Сантин», что, вероятно, более правильно, переводится как «три битвы», это основополагающая дыхательная ката, являющаяся центральным и смыслообразующим элементом большинства современных стилей каратэ, и, которая представляет собой строго фиксированную последовательность перемещений, ударов, дыхания и фаз расслабления-напряжения. Каждой фазе расслабления-напряжения соответствует свой тип дыхания.

Общепринятая современная трактовка названия Санчин – «три битвы» – базируется на концепции борьбы за объединение трёх составляющих человека – разума, тела и духа.

Существуют несколько версий названий ката в зависимости от диалекта местности, где она практикуется: «саам дзин», «сан чиен», «сан тян» или «сам чин».

Философия и значение комплекса через призму истории

Санчин-но-ката это один из древнейших медитативных комплексов, уходящий вглубь веков, в Китай. Он даёт возможность спортсмену овладеть базовыми навыками, необходимыми для успешного ведения поединка. К таким навыкам можно отнести правильно поставленные фазы расслабления и напряжения, концентрацию усилий и внимания, контроль дыхания, правильное положение тела в бою, включая контроль работы отдельных мышц.

Сам комплекс представляет собой набор медитативно-дыхательных движений. Он формировался и оттачивался в южных провинциях Китая в течение многих столетий и пришёл в каратэ практически без изменений.

Классической целью практикующего данный комплекс являлось овладение внутренней энергией ци в такой мере, чтобы она помогала противостоять сильным ударам соперника и усиливала собственные стойки и удары.

Немного истории

Истоки Санчин ката, как и истоки японского каратэ, лежат в Китае. Многие исследователи сходятся на мнении, что основной вклад в формирование современного вида комплекса внесли школы ушу южнокитайской провинции Фуцзянь.

На протяжении почти полутора тысяч лет китайские мастера совершенствовали техники объединения медитативных практик и дыхательных упражнений в движении, направленных на развитие внутренней энергии ци.

Несложно догадаться, что конечной целью подобных упражнений являлось стремление повысить боевые качества бойца, усилить удар и укрепить тело.

В результате такой длительной и напряжённой работы, около трёхсот лет назад, выкристаллизовалась ката Санчин, а стойка, в которой выполняется этот комплекс, стала опорной для целого ряда направлений китайской школы ушу Пять предков.

При этом сама Санчин была лишь частью медитативных и дыхательных тренировочных циклов, рассчитанных на несколько лет упорных каждодневных занятий, в результате дававших возможность вкладывать внутреннюю энергию ци в удар.

В то время ката на Окинаве служили исключительно для отработки перемещений и ударов, в них не закладывался тонкий метафизический смысл.

Школа Хигаонна Канрё, проходившего обучение в Китае, принесла на Окинаву техники контроля сознания. Санчин ката была в их числе. Школа, названная после смерти мастера Сёрей-рю, стала истоком для многих других школ каратэ. Она оказала огромное влияние, в том числе и на Уэти-рю, и на Годзю-рю. Широко известные сегодня формы Сантин и Тэнсё заняли важное место в этих школах.

Что интересно, в стиле каратэ Уэти-рю ката всегда рассматривались большей частью как инструмент тренировки сознания, что показывает близость подхода этой школы к китайскому ушу. Известно также отношение основателя Годзю-рю Мияги Тёдзюна к внутренней работе, который придавал большое значение тренировке сознания и медитации.

В процессе становления и популяризации каратэ в Японии, на рубеже 19-20 веков, в стремлении уйти от китайского влияния и в угоду массовости, произошло упрощение техник, пришедших из Китая.

Многие элементы, связанные с духовными и энергетическими практиками, требующие крайне длительного и упорного освоения были попросту вычеркнуты из процесса обучения. Но значимость Санчин и эффект, который она производила, были настолько велики, что её невозможно было просто взять и выбросить. Эту форму предпочли оставить практически все школы каратэ. Ката пришла к нам в современный мир практически без изменений.

И хотя из большинства спортивных боевых искусств исчез целый пласт психоэмоциональной и медитативной подготовки сознания, и каратэ, в том числе Киокушинкай, здесь не исключение, влияние этого комплекса и его значение крайне велико.

Сегодня Санчин ката в основном используется для отработки правильной техники дыхания и постановки способов группировки корпуса и оптимального напряжения мышц для защиты от сильных ударов.

А элементы этой ката можно увидеть в таких формах как Тэнсё, Сейсан, Дзюсан, Супаримпэй и некоторых других.

Карта движений Санчин

Как же правильно исполнять эту ката? Проиллюстрировать карту технических действий в Санчин я решил с помощью моей личной олдскульной брошюры «Система подготовки в Кёкусинкай каратэ-до» выпуска 1990 года.

С её помощью я подробно опишу последовательность движений комплекса и укажу правильные типы и фазы дыхания.

Текст ката очень прост, как по перемещениям, так и по применяемым техническим элементам. Перемещения в рамках этого комплекса делаются в особой стойке, которая получила своё название в честь самой ката – Санчин дачи.

Список технических элементов

В этом комплексе используются:

  • Стойки: мусуби дачи, санчин дачи — основная,
  • Удары: тюдан ой и гяку цуки, тюдан ёхон нукитэ, каги цуки,
  • Блоки: ути укэ одиночный и двойной в положении моротэ, маэ маваши укэ,
  • Дыхание: силовое – ибуки.

Подготовка к выполнению

Все перемещения осуществляются в стойке санчин-дачи, быстро. Основные технические действия делаются на выдохе с силовым ибуки.

  1. По команде мокусо (закрыть глаза), боец переходит из исходной стойки фудо дачи в стойку мусуби дачи, при этом правая нога движется к левой. Руки перекрещиваются в ладонях, левая ладонь сверху, большие пальцы сведены в замок таким образом, что левый большой палец закрыт правой ладонью. Глаза закрываются.
  2. В момент, когда произносится название ката, боец открывает глаза.
  3. В момент объявления команды Йой (приготовиться), колени немного сгибаются, разводя пятки во внешние стороны, спортсмен переходит в стойку готовности – учи хачиджи дачи – носки смотрят внутрь. Одновременно руки поднимаются и скрещиваются на уровне подбородка, правая рука сверху, ладони раскрыты. Вдох.
  4. Выполняется медленный с ибуки блок двумя руками в стороны моротэ гедан барай со сжатием кулаков.

Основной рисунок ката

Основной рисунок перемещений или как его изредка называют карта движений достаточно прост.  

Фото 61-63

Без счёта

Выход в правую санчин-дачи с последующим двойным блоком моротэ-ути-укэ с ибуки (фото 61-63). Важно: Стойка будет считаться правильной в том случае, когда пятка передней ноги будет находиться на одной линии с пальцами позади-стоящей ноги.

Далее начинается счёт.

Фото 64-67

Счёт: 1. Из правосторонней стойки отводим левый кулак под грудь, вдох (фото 64). Левый тюдан гяку цуки с ибуки, правая рука остается в положении ути-укэ;  (фото 65).

Счёт: 2. Вдох. Блок левой рукой ути-укэ, этап блокирования выполняется с ибуки (фото 66), и возврат в конечное положение двойного моротэ-ути-укэ.

 

Фото 68-71

Счёт: 3-4. Шаг (фото 67) в левую  стойку с зеркально-симметричным выполнением пунктов счёта 1 и 2 (фото 68-70), в этом случае движения выполняются правой рукой: отвод под грудь, тюдан гяку цуки, правый учи укэ. Фазы дыхания сохраняются.

 

Фото 72-75

Счёт: 5. Шаг (фото 71) в правую  санчин-дачи с сохранением положения двойного моротэ-учи-укэ, с отводом левого кулака под грудь со вдохом (фото 72). Наносим левый каги цуки с ибуки под правый локоть (фото 73). Правая рука при этом находится в положении учи-укэ.

Счёт: 6. Быстрый поворот влево на 180 градусов (назад по центральной оси) в левую стойку с левым ути-укэ (фото 74-75).

 

Фото 76-79

Правая рука со вдохом отводится под грудь, наносится правый тюдан гяку цуки с ибуки (фото 76).

Счёт: 7. Вдох. Правый блок ути-укэ с ибуки (фото 77).

Счёт: 8. Повторение действий пункта счёта 5 (с ориентацией назад по оси), (фото 78-80).

 

Фото 80-83

Счёт: 9-10. Быстрый поворот влево на 180 градусов (вперёд по центральной оси) в левую стойку сантин-дати с повторением действий пунктов счёта 6 и 7 (фото 81-84).

 

Фото 84-87

Счёт: 11-12. Шаг в правостороннюю стойку с повторением действий пунктов счёта 1 и 2 (фото 85-88).

 

Фото 88-91

Счёт: 13. Их правосторонней стойки Сантин-дачи отводим правый кулак под грудь со вдохом (фото 89), при этом левая рука остаётся в положении учи-укэ. Наносим с ибуки правый тюдан ой-цуки (фото 90).

Счёт: 14. Быстрый вдох и затем правый ути укэ с ибуки (фото 91), к концу движения обе руки находятся в положении двойного моротэ ути укэ..

 

Фото 92-95

Счёт: 15-16. Повторение выполнения пунктов счёта 1 и 2 (фото 92-94).

Счёт: 17. В правосторонней стойке имитация быстрого двойного обратного захвата за воротник с быстрым отводом кулаков под грудь – вдох (фото 95-96).

 

Фото 96-99

Медленный с ибуки двойной удар моротэ тюдан ёхон нукитэ – в положении рука-копьё в область солнечного сплетения, ладони повёрнуты под углом 45 градусов к горизонтальной плоскости (фото 97).

Счёт: 18. Повторение выполнения действий пункта счёта 17 (фото 98-100).

 

Фото 100-103

Счёт: 19. Повторение выполнения действий пункта счёта 17 (фото 101-103).

 

Фото 104-107

Счёт: 20. Возврат в левостороннюю стойку с шагом правой ногой назад. С немедленным проведением (без вдоха и выдоха) двойного кругового блока мае маваши укэ. После фиксации конечного положения рук блока, делается быстрый вдох с одновременным быстрым отводом рук под грудь. Наносим с ибуки двойной шотей учи – удар основаниями ладоней (фото 104-107).

 

Фото 108-111

Сразу же производится возврат в правостороннюю стойку Сантин дачи с шагом левой ногой назад. Далее, как в предыдущей группе движений, но начиная с левой руки:

С немедленным проведением (без вдоха и выдоха) двойного кругового блока мае маваши укэ. После фиксации конечного положения рук блока, делается быстрый вдох с одновременным быстрым отводом рук под грудь. Наносим с ибуки двойной шотей учи – удар основаниями ладоней (фото 108-111).

 

Завершение комплекса:

С шагом правой ногой к левой ноге переход в мусуби дачи и затем в фудо дачи.

Общие рекомендации по выполнению ката

В процессе отработки ката Санчин имеет смысл придерживаться определённых простых правил, которые помогут быстрее освоить этот важный комплекс.

  1. Делать полноценную разминку в течение 5-10 минут перед тем, как приступить к Санчин. Интенсивно разогреть мышцы и суставы.
  2. Не выполнять ката сразу после еды,
  3. Изучать комплекс постепенно, переходя от этапа к этапу.
  4. Следить за тем, чтобы мышцы шеи, головы и лица были расслаблены в процессе отработки комплекса.
  5. Силовое дыхание ибуки делается на пять счетов на выдохе.
  6. Финальная фаза ибуки завершается резким сокращением нижней части мышц брюшного пресса вверх и одновременным коротким движением таза вверх.
  7. Вдохи в Санчин ката делаются быстро.
  8. Локти в блоке ути-укэ закрывают область солнечного сплетения.
  9. В момент смены направления движения, в повороте, блок ути укэ делается на вдохе, быстро.
  10. Следите за осанкой, контролируйте баланс тела через точку тандэн.
  11. При перемещении в стойке, стопа мягко скользит по полу. Движения ног во время шага выполняются по полукруговой траектории.

Эффект ката или что даёт Санчин?

Ката обладает огромным потенциалом положительного влияния, как на физическое развитие практикующего спортсмена, так и на формирование его сознания.

Так в чём же именно заключается это влияние, что даёт ката Сантин?

Культура движений в бою

Как и любой другой формальный комплекс, Санчин, в первую очередь, даёт дисциплину движений. Приучает бойца находиться в правильном положении в бою, чувствовать тело, его равновесие и положение. Это важно для успешного ведения поединка.

Максимальная защита

Конфигурация самой стойки, скрученные конечности с подобранными внутрь суставами, собранное тело, будто связанное в тугой узел, обеспечивают самую большую защиту организма среди всех других возможных стоек. В таком положении боец сможет держать самые сильные удары.

Однако здесь важно отметить, что если человек без подготовки встанет в Санчин, это не будет означать, что его не пробьют и он не получит травму. Прежде чем стойка спортсмена превратится в идеальный защитный инструмент, боец должен предварительно подготовить своё тело, в том числе и сопутствующими специальными физическими упражнениями.

Постановка дыхания

В реальном поединке удар может прийти в самый неожиданный момент. В том числе на вдохе. Это опасная ситуация, которая грозит как минимум нокдауном, как часто говорят – «бойца пробили».

Санчин даёт возможность подготовиться к таким ситуациям. Правильные фазы расслабления и напряжения, быстрых вдохов и силовых выдохов сводят риск пробития к минимуму. А если всё же удар соперника достиг цели, дыхательный навык даст возможность быстрее восстановиться от полученного удара.

Концентрация сил

Не вдаваясь в метафизические аспекты, которые могут начать работать (а могут и не начать) только после десяти-пятнадцати лет упорных тренировок, хочу добавить еще один важный материальный эффект, который даёт эта ката.

Комплекс приучает спортсмена концентрировать все свои физические силы, включая внимание, на поединке. Заставляет выкладываться на все сто процентов. Такой навык, при прочих равных, позволит победить в тяжёлом бою.

Простота и сложность Санчин

Этот комплекс принадлежит к группе базовых ката, их карта движений очень проста. Удары и блоки, используемые в нём, также просты.

Тем не менее, многие инструкторы указывают на сложность этой ката. Новички, видя её необычность, зачастую считают её нелогичной, малоценной и, как следствие, уделяют ей меньше внимания, чем следовало бы. На мой взгляд, такая ситуация имеет своё объяснение.

Эта ката должна стоять в ряду медитативных практик, среди других аналогичных упражнений, активизирующих внутреннюю энергию. Это упражнение духовной плоскости, волею судьбы вырванное оттуда и встроенное в плоскость технических приёмов. Именно поэтому ката Санчин вызывает удивление своей необычностью и кажется парадоксальной и чужеродной в каратэ.

То насколько вырвана Санчин из контекста можно понять, если задуматься вот над чем:

Чтобы говорить об управлении энергией с помощью этой ката, энергию для начала нужно почувствовать. Но в каратэ нет начальных упражнений для этого, кроме разве что дыхательных техник — ибуки и ногарэ.

Такая ситуация заставляет обращаться к техническим истокам управления ци – цигун и тайцзи. А чтобы понять, какого состояния нужно стремиться достичь, работая с Санчин, нужно идти ещё дальше — непосредственно к чань-буддизму.

Поэтому мне кажется, что именно в обширности и своеобразии необходимых пограничных навыков и состоит огромная сложность этой потрясающей ката.

В заключении приведу интересное видео, в котором ката выполняет Гоген Ямагути. Предположительно 1960-е годы.

Осу!

 

 

Автором и правообладателем данного материала является администрация интернет-магазина экипировки для каратэ Киокушинкай PROкимоно. Перепечатка возможна только в случае размещения действующей гиперссылки на данную оригинальную статью или с особого письменного разрешения администрации.

Санчин ката: 2 комментария

  1. Уведомление: Где зародилось карате ? | Блог PROкимоно

  2. Уведомление: Точка тандэн в каратэ. Где это и что это значит? | Блог PROкимоно

Обсуждение закрыто.